• Chief Editor - P. Kirillov

Интервью с винным гидом - Яна Литвинчук (Hills&Rocks)

О винном туризме в России, сложностях и перспективах отрасли, о проекте Hills&Rocks в Крыму мы поговорили с организатором винных туров Яной Литвинчук.


- С чего началась твоя любовь к вину и как это вылилось в проект "Hills&Rocks"?

- Моя любовь к вину началась в Италии в 2014 году, с правильных вин и большого путешествия по винодельческим хозяйствам разных регионов. Вернувшись в Россию, я приняла решение сменить сферу деятельности, окунуться в вино, закончила Энотрию, начала работать - сначала кавистом, потом сомелье, была менеджером виноторговых компаний, посещала всевозможные фестивали и выставки, нарабатывала дегустационный опыт, вступила в Русский Винный Клуб, стала проводить свои собственные дегустации, работать с частными клиентами. Почти сразу после обучения я стала вести винный блог в Instagram @yana_pro_vino, на который подписано уже 25 тыс человек. Еще работала SMM менеджером у winestyle.ru и вела еще несколько винных аккаунтов (в том числе иностранных). Сделала большое количество винных карт для ресторанов и винных баров Москвы, учусь во WSET, пишу статьи о вине, меня приглашают в пресс-туры в разные винные регионы мира, являюсь спикером в онлайн школе вина winecamp.ru. В общем, вся в вине!)


Изучая виноделие разных стран, однажды я отправилась исследовать российское виноделие, на тот момент я уже знала многих производителей лично, это был 2016 год.


Затем в 2018 году состоялось знакомство с Алексеем Кучеровым, московским предпринимателем и владельцем винного бара Barrel, у которого на тот момент уже был посажен виноградник под Севастополем (который как раз и носит название Hills&Rocks или «Холмы и Камни»). А летом 2019 года мы уже организовали первый винный тур для небольшой группы, в которой были в основном профессионалы винного рынка, сомелье, рестораторы и просто любители российских вин. Затем мы начали развивать эту историю, и вот уже третий сезон подряд мы регулярно проводим винные туры в Крыму, по Краснодарскому краю и Долине Дона.


- Расскажи подробнее о «Hills&Rocks Project» и почему вы называете его винным лагерем?

- В 2019 году у нас образовалась команда из виноделов и винных экспертов, и появилась идея развивать винный туризм в России, продвигать российское вино, нести его в массы. В основном потому, что Hills&Rocks - это тоже винодельческий проект, таким образом мы начали продвигать будущий бренд вина.


Наши винные туры мы начали называть винным лагерем, так как в первый сезон базировались на летней базе Олега Репина в Любимовке, где условия действительно напоминали лагерь, но только для взрослых. А потом мы ушли от этого названия, стали предлагать более комфортные условия проживания, поняли, что слово «лагерь» многие воспринимают не очень серьезно, а в целом формат не изменился. В рамках наших винных туров для участников организовано проживание, питание, дегустации и посещение винодельческих хозяйств, винные выставки и фестивали.

Все развлечения в программе также сосредоточены вокруг вина: участники учатся делать сабраж, участвуют в слепых дегустациях, по вечерам смотрят фильмы про вино, выезжают на виноградники, собирают урожай, слушают лекции о российском виноделии, сажают лозы, участвуют в мастер-классах по бокалам, играют в винное казино, посещают сыроварни, устричные и улиточные фермы, лавандовые фермы и т. д. Да и вообще мы любим классно проводить время, выходим на лодках в открытое море с игристым, провожаем закаты на берегу Черного моря, организовываем пикники в красивых местах.


Таким образом происходит полное погружение в мир российского виноделия, дружеское общение с виноделами 24 часа в сутки, огромное количество инсайтов и ответы на вопросы «без купюр».

За это время у нас появились партнеры, компания Chef&Sommelier, Hedonism Academy, Brookwin wine bar. С нами ездят лучшие сомелье и журналисты России, представители HoReCa из разных регионов страны.

- Энотуризм новое направление для нашей страны. Насколько сложно было начинать заниматься этим?

- Скажу честно, в 2019 это еще было не просто, особенно в Крыму. Основная причина, конечно, в отсутствии винной туристической инфраструктуры, которая, например, в Краснодарском Крае, на тот момент уже была хорошо развита. Да даже сами виноделы не совсем понимали для чего им это все, для чего приезжают люди и задают много разных вопросов. Приходилось объяснять, даже можно сказать, учить, как презентовать себя, какую давать информацию. Очень многое приходилось брать на себя, но потом стало гораздо легче, организованная схема начала работать.

Мы не только показываем виноградники, организовываем дегустации и знакомим с виноделами, многие с нашей легкой руки в рамках туров стали владельцами виноградников и земель под будущие виноградники, счастливыми обладателями целых партий вина, а виноделы нашли себе поставщиков оборудования, удобрений, новых технологий и т. д.

- Какие основные проблемы энотуризма в России, по твоему мнению?

- Сейчас, по данным Роскачества, только 71% виноделен принимает туристов, и только 26% - имеют собственную туристическую инфраструктуру. Поэтому основной проблемой я считаю слабую развитость туристической инфраструктуры, отсутствие отелей и ресторанов вблизи посещаемых виноделен, низкий уровень сервиса в существующих. А также проблемы, связанные с транспортной логистикой.


Далее это отсутствие на рынке достаточного количества операторов, хотя сейчас все больше стало появляться гидов-организаторов винных туров.


Кроме того, это неготовность самих хозяйств работать с большим потоком туристов, отсутствие персонала, который мог бы организовать работу с гостями. Однако, в этом сезоне, многие виноделы уже наняли себе помощников и составили расписание дегустаций для организованных групп.


Кроме того, это отсутствие информации у потребителя о таких турах, а зачастую даже о существовании самих виноделен. Я имею ввиду запрет на рекламу алкоголя, и все, что с этим связано. Даже в социальных сетях сейчас уже сложно проводить рекламные компании, по-прежнему работает только сарафан. Ну и вся надежда, конечно, вот на такие тематические СМИ, как ваше.


А если говорить о глобальных проблемах, то конечно, это отсутствие централизованного органа управления, контролирующего работу всех участников винного туристического рынка, который бы его упорядочил и занимался развитием. Без поддержки государством тут не обойтись.

На сколько мне известно, этими вопросами сейчас активно занимается МИНСЕЛЬХОЗ в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и ведомственного проекта «Развитие сельского туризма в РФ», Роскачество, Союз виноградарей и виноделов России, а также торгово-промышленная палата РФ и Продюсерский центр «Новое Русское Вино».

- Как изменилось отношение к российскому вину за последние 5 лет?

В первую очередь, надо отметить, что не только отношение к российскому вину изменилось за последние 5 лет, но и само виноделие очень сильно изменилось.


Большой прорыв, как мне кажется случился, когда в 2014 к винодельческим регионам России добавился Крым и Севастополь. На винодельческую отрасль обратило внимание государство, в нее стали вливать огромные частные инвестиции. Были заложены новые виноградники, появились новые винодельни, имена и бренды. Это не могло не отразиться на качестве производимых вин, и уже сейчас, спустя 7 лет - российское вино не стыдно дать попробовать европейцу, подарить ценителю, поставить в карту ресторана, люди посещают дегустации и главное, стали приезжать на винодельни, чтобы познакомиться с людьми, которые делают это вино.


Прогресс на лицо! Мы развиваемся с огромной скоростью, уже все меньше и меньше людей говорят, что в России не может быть хорошего вина.

- Расскажи о винодельческом проекте в рамках "Hills&Rocks", когда ждать первый релиз?

- Как я уже сказала, Hills&Rocks Project - это, в первую очередь, севастопольский винодельческий проект, который был основан в 2016 году Алексеем Кучеровым в партнерстве с виноделом Олегом Репиным.


В 2018 году был заложен виноградник «Холмы и Камни» (6,7 га Кокура, Рубинового Магарача и Саперави).


И уже в 2021 году мы ждем первый урожай с лоз Рубинового Магарача и Саперави.

- Виноделие в России это? Охарактеризуй его тремя эпитетами.

Амбициозное, перспективное, увлекательное.

Узнать больше о проекте Hills&Rocks.